[Иаков бар Салиби; сир. ] († 2.11.1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.). Род. в Мелитине (ныне Малатья, Турция). Был ритором и диаконом в родном городе, до епископства носил имя Иаков. Получил известность после того, как в числе проч. вступил в полемику с Иоанном, еп. Мардинским, отрицавшим действие Промысла в ниспослании бедствий (на фоне жестокой борьбы за Эдессу мусульман с крестоносцами в 1144 и 1146), и написал против него трактат (не сохр.). Епископ счел недопустимым принять критику от лица диакона и подал на него жалобу патриарху Афанасию VIII (1138-1166), к-рый, не вникая в суть дела, осудил Иакова. Однако после обращения последнего в Синод патриарх был вынужден ознакомиться с сочинением, в результате чего не только снял с автора запрещение, но и возвел его в 1154 г. во епископа Мараша (древняя Германикия; ныне Кахраманмараш, Турция). В следующем году Д. б. С. принял управление епархией Иераполя (Маббуг, ныне Манбидж, Сирия), по всей видимости сохраняя за собой и первую кафедру, поскольку в 1155-1156 гг. он был взят в плен при захвате армянами Мараша, но сумел бежать. По смерти патриарха Афанасия Д. б. С. принял участие в избрании его преемником Михаила Сирийца, с к-рым его сближал интерес к лит. деятельности и к-рому при его интронизации он произнес похвальную речь, вошедшую впосл. в чин поставления яковитских архиереев. В свою очередь патриарх Михаил высоко ценил Д. б. С., называя его «светилом своего поколения», и уже в 1166 г. перевел его на митрополию Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), от к-рой тот отказывался при патриархе Афанасии. Здесь Д. б. С. скончался и был погребен в ц. Пресв. Богородицы, к-рую незадолго до этого отреставрировал.
Как у большинства сир. авторов этого периода, значительную часть творений Д. б. С. составляют компилятивные и экзегетические труды. Ему принадлежат комментарии почти на все библейские книги, в основном суммирующие толкования прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, Моисея бар Кефы и Иоанна, еп. Дарского. На ВЗ (комментарий практически не изд.) Д. б. С. обычно дает 2 толкования: «вещественное» (буквальное) и «духовное» (символическое), а в нек-рых случаях - также по 2 сир. переводам: Пешитте (с евр. языка) и т. н. Сиро-гекзаплам (с Септуагинты; см. в ст. Библия // ПЭ. Т. 5. С. 126-128). Комментарий на НЗ охватывает весь корпус; он пользовался популярностью у переписчиков и переводился на араб. язык (в наст. время изд., за исключением комментария на Послания ап. Павла). Через экзегетические сочинения Д. б. С. дошли фрагменты толкований сщмч. Ипполита Римского и его противника пресв. Гаия на Евангелие от Матфея и Апокалипсис (Gwynn. 1890). Помимо Свящ. Писания Д. б. С. комментировал труды философов (в 1148 «Исагог» Порфирия, «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» Аристотеля) и отцов Церкви (сохр. комментарий на центурии Евагрия Понтийского (1165)), богослужебные тексты (последование св. Евхаристии, чины рукоположения и освящения мира, Никейский Символ веры и яковитское исповедание). Среди его сочинений упоминаются компендии Житий «отцов, святых и мучеников», апостольского канона и богословия. Д. б. С. известен и как полемист (обширный трактат в 5 ч., изданных по отдельности: против магометан, иудеев, несториан, дифизитов (православных) и армян), как автор и редактор богослужебных текстов (2 анафоры, различные молитвы, вступления и седры, книги церковных служб на все дни недели, пересмотр чина крещения), оратор (Слово о Страстях Господних; Слово о лишении Св. Даров тех, кто не причащались более 40 дней) и канонист (каноны исповеди и разрешения грехов - Dauvillier. 1949). Памятниками сир. духовной поэзии стали его поэмы: 2 - на захват мусульманами Эдессы (1144), 3 - на взятие армянами Мараша, 2 - о преследовании мусульманами мафриана Игнатия, благословившего на брак с христианином девушку-христианку, чей отец принял ислам (1159). Д. б. С. интересовался анатомией (трактат «О строении человека»), астрономией и историей. Михаил Сириец приводит отрывки из его несохранившейся хроники с ремаркой о том, что она планировалась как всемирная, но в действительности кратко повествует о событиях, совр. автору (Michel le Syrien. 1963. T. 1. P. 147-151; T. 3. P. 257, 265, 272, 300).